В 1755 году бывший польский король Станислав Лещинский давал в Париже бал. Но перед самым балом внезапно заболел повар. Гости рисковали остаться без угощения.
Спасла положения сообразительная и расторопная служанка – на скорую руку она приготовила печенье в форме ракушки по бабушкиному рецепту. Десерт произвел фурор среди гостей, поэтому было решено назвать печенье по имени девушки – Мадлен.
Вкусная новинка возможно так бы и осталась незамеченной, если бы не Мария Лещинская – королева Франции, жена Людовика XV – она передала рецепт “Мадлен” кондитерам Версаля. Так печенье “Мадлен” появилось на столе короля, а потом и всех французов.
Марсель Пруст в своём произведении «В поисках утраченного времени» воспевает печенье «Мадлен» на нескольких страницах:
«Она послала мне один из этих маленьких, толстеньких печений, называющимися мадлен, которые выглядят, как будто они были сформированы в рифленой оболочке гребешка или ракушки. И скоро, механически усталый после пасмурного дня с перспективой удручающего завтра, я поднял к губам ложку чая, в которой пропитал кусок печенья. Не успела теплая жидкость и крошки с ней коснулся моего неба, как холод пробежал по всему телу, и я остановился, внимательно следя за чрезвычайными изменениями, которые происходят … сразу превратности жизни стали равнодушны ко мне, его бедствия безобидными и показали свою иллюзорность …»